Новые идеи Академии
(Экологической) Безопасности Земли (АБЗ): самый
масштабный эко-кризис за последние 65 млн. лет диктует новые требования к
системе знаний: ответственность за восстановление моральных норм с дополнением
их системой экологических принципов
На всём протяжении известной нам
истории религий мира человечеству не приходилось сталкиваться со
столь масштабным экологическим кризисом - самым
массовым вымиранием видов живых организмов за последние 65 миллионов лет.
Поэтому мы считаем, что новое время, давая новые знания, диктует также и новые
новые требования к системе знаний в целом. Эта система знаний, учитывающая
революционные научные открытия
XX века,
должна взять на себя ответственность за сохранение традиционных
морально-нравственных норм и законов, регулирующих межчеловеческие отношения, с
непременным дополнением их нормами и законами, регулирующими отношения между
человеком и природой.
Мы считаем, что Буддийское направление
даёт в высшей степени многогранную и глубоко осмысленную программу
выхода из кризиса. В частности, речь идёт об управлении сознания и намеренного
развития в себе искреннего чувства всеобщей ответственности, не только за жизнь
на планете, являющейся общим домом, но и перед всеми населяющими ее живыми
существами. Материалы сборника
«Жизнь на Земле» свидетельствуют о глубочайшем и
истинном понимании сущности проблемы по целому ряду тонких и важных аспектов, о
правильном видении причин и сути происходящих в мире явлений, а также их
возможных и (или) неизбежных следствий. Это видение и понимание не имеет
аналогов среди идей, изложенных в документах других существующих экологических
организаций.
В то же время,
мы больше не считаем эффективными меры, связанные с ограничением исключительно
уступками, переговорами, компромиссами и уговорами, с
которыми никто не видит для себя нужным считаться. По словам Его
Святейшества Далай-ламы XIV, «в определенном отношении тибетцы проявили
слишком большую беззаботность. И в результате мы потеряли нашу страну». Это было
сказано около 10 лет назад. Мы предлагали наши меры предотвращения катастрофы в
начале 90-х и раньше. Прошло более 10 лет, экологическая ситуация в мире резко
ухудшилась, меры приняты не были, и таким образом время, которое было отпущено
на уговоры, исчерпано. Мы убеждены в том, что если проявим беззаботность теперь,
то потеряем Землю.
Мы согласны также с мнением многих
экологов по вопросам о масштабности и первостепенной важности
экологических проблем; о неведении и системах ложных представлений (излишне
материализованных и пропитанных духом потребительских ценностей) как основной
причине кризиса; о необходимости диалога, взаимодействия и недопустимости
разделения людей по религиозным, национальным, расовым, идеологическим или иным
признакам; а также в целом разделяем идеи (сборника
«Жизнь на Земле» по
материалам в основном начала 90-х).
Духовное
мировоззрение включает, прежде всего, связь человека с Высшим, духовным миром.
Заметим, здесь мы не имеем в виду религии, которые необоснованно позволяют себе
прететензии на монопполию в этой сфере. Но духовный, высший мир есть та
единственно мыслимая основа, на которой зиждятся все нравственные
установки и нормы поведения.
В ходе
сложнейшего исторического процесса становление и развитие религиозных
представлений обусловливалось множеством факторов, включая как
территориально-временные, так и субъективные, имеющие непосредственное отношение
к духу конкретных народов – носителей религий; в результате чего сложились
различные религии. Однако при том, что расхождения в религиях нередко приводили к
религиозным столкновениям и войнам, нельзя не учитывать совершенно новую
ситуацию, которая сложилась к настоящему времени. А именно, если раньше
религиозные конфликты разрешались военным путём с использованием всех доступных
сил и средств, то теперь такое решение неприемлемо, так как современный ядерный
конфликт привёл бы к уничтожению жизни на Земле.
Эта
кардинально новая ситуация имеет ещё одну чрезвычайно важную особенность. На
всём протяжении известной человечеству многовековой истории развития, религиям
мира не приходилось сталкиваться с подобными угрозами ядерных конфликтов и
глобальных экологических катастроф, последствия которых либо непредсказуемы,
либо имеют однозначно определённый исход – гибель всего человечества. Очень
важно, что именно по этой причине моральные нормы, заповеди и законы,
нравственные устои, уходящие корнями в религии, не отражают
радикально новоую ситуацию, сложившуюся за последние полвека, регламентируя
исключительно отношения между людьми, но не
отношения между человеком и Природой.
Самый масштабный экологический кризис за
последние 65 миллтонов лет диктует новые требования к системе знаний.
Учитывая замечательные научно-технологические открытия XX и XXI столетий, и принимая во
внимание тот факт, что наука, подорвав прежние устои, отделила себя от
сферы морали и нравственности, предотвращение катастрофы и устранение кризиса возможно только
при условии, что сфера знаний должна принять ответственность за восстановление
традиционных моральных норм с дополнением их нормами, регулирующими отношения
человека с Природой.
В
отличие от религиозных взглядов,
Духовное мировоззрение относится в большей мере к сфере знаний и по своим
основам является более гибким, допускающим возможность адекватного отражения и
реагирования на стремительные временные изменения окружающей действительности и
фундаментальных представлений о ней. Вместе с тем, эта сфера знаний (согласно
определению Высшего Пространства) включает,
во всей полноте и комплексности,
систему моральных норм, регулирующих отношение человека к окружающему миру
Природы и необходимых для сохранения жизни на нашей планете.