Новые идеи Академии
(Экологической) Безопасности Земли (АБЗ): самый
масштабный эко-кризис за последние 65 млн. лет диктует новые требования к
системе знаний: ответственность за восстановление моральных норм с дополнением
их системой экологических принципов
На всём протяжении известной нам
истории религий мира человечеству не приходилось сталкиваться со
столь масштабным экологическим кризисом - самым
массовым вымиранием видов живых организмов за последние 65 миллионов лет.
Поэтому мы считаем, что новое время, давая новые знания, диктует также и новые
новые требования к системе знаний в целом. Эта система знаний, учитывающая
революционные научные открытия
XX века,
должна взять на себя ответственность за сохранение традиционных
морально-нравственных норм и законов, регулирующих межчеловеческие отношения, с
непременным дополнением их нормами и законами, регулирующими отношения между
человеком и природой.
Мы считаем, что Буддийское направление, представленное Его Святейшеством
Далай-ламой, даёт в высшей степени многогранную и глубоко осмысленную программу
выхода из кризиса. В частности, речь идёт об управлении сознания и намеренного
развития в себе искреннего чувства всеобщей ответственности, не только за жизнь
на планете, являющейся общим домом, но и перед всеми населяющими ее живыми
существами. Материалы сборника
«Жизнь на Земле» свидетельствуют о глубочайшем и
истинном понимании сущности проблемы по целому ряду тонких и важных аспектов, о
правильном видении причин и сути происходящих в мире явлений, а также их
возможных и (или) неизбежных следствий. Это видение и понимание не имеет
аналогов среди идей, изложенных в документах других существующих экологических
организаций.
В то же время,
мы больше не считаем эффективными меры, связанные с ограничением исключительно
уступками, переговорами, компромиссами и уговорами, с
которыми никто не видит для себя нужным считаться. По словам Его
Святейшества Далай-ламы XIV, «в определенном отношении тибетцы проявили
слишком большую беззаботность. И в результате мы потеряли нашу страну». Это было
сказано около 10 лет назад. Мы предлагали наши меры предотвращения катастрофы в
начале 90-х и раньше. Прошло более 10 лет, экологическая ситуация в мире резко
ухудшилась, меры приняты не были, и таким образом время, которое было отпущено
на уговоры, исчерпано. Мы убеждены в том, что если проявим беззаботность теперь,
то потеряем Землю.
Мы согласны также с мнением многих
экологов по вопросам о масштабности и первостепенной важности
экологических проблем; о неведении и системах ложных представлений (излишне
материализованных и пропитанных духом потребительских ценностей) как основной
причине кризиса; о необходимости диалога, взаимодействия и недопустимости
разделения людей по религиозным, национальным, расовым, идеологическим или иным
признакам; а также в целом разделяем идеи (сборника
«Жизнь на Земле» по
материалам в основном начала 90-х).
Духовное
мировоззрение включает, прежде всего, связь человека с Высшим, Божественным.
Традиционно той сферой, которая открывает путь к Богу, связующим звеном между
миром земным и миром высшим, духовным, а вместе с тем и единственной мыслимой
основой, на которой зиждятся все нравственные установки и нормы поведения,
является религия.
В ходе
сложнейшего исторического процесса становление и развитие религиозных
представлений обусловливалось множеством факторов, включая как
территориально-временные, так и субъективные, имеющие непосредственное отношение
к духу конкретных народов – носителей религий; в результате чего сложились
различные религии, в том числе Католическое и Православное Христианство, Буддизм,
Иудаизм, Ислам. Однако при том, что расхождения в религиях нередко приводили к
религиозным столкновениям и войнам, нельзя не учитывать совершенно новую
ситуацию, которая сложилась к настоящему времени. А именно, если раньше
религиозные конфликты разрешались военным путём с использованием всех доступных
сил и средств, то теперь такое решение неприемлемо, так как современный ядерный
конфликт привёл бы к уничтожению жизни на Земле.
Эта
кардинально новая ситуация имеет ещё одну чрезвычайно важную особенность. На
всём протяжении известной человечеству многовековой истории развития, религиям
мира не приходилось сталкиваться с подобными угрозами ядерных конфликтов и
глобальных экологических катастроф, последствия которых либо непредсказуемы,
либо имеют однозначно определённый исход – гибель всего человечества. Очень
важно, что именно по этой причине моральные нормы, заповеди и законы,
нравственные устои, уходящие корнями в религии, не отражают в полной мере
радикально новоую ситуацию, сложившуюся за последние полвека, регламентируя
исключительно отношения между людьми и отношения между человеком и Богом, но не
отношения между человеком и Природой.
В
последние десятилетия имеет место самый масштабный экологический кризис за
последние 65 миллтонов лет. Это диктует новые требования к системе знаний.
Учитывая замечательные научно-технологические открытия XX века, и принимая во
внимание взаимосвязь науки с религией за последние 200 лет, имевшую следствием
подрыв нравственности и морали (подорвав прежние устои, наука отделила себя от
сферы морали), предотвращение катастрофы и устранение кризиса возможно только
при условии, что сфера знаний должна принять ответственность за восстановление
традиционных моральных норм с дополнением их нормами, регулирующими отношения
человека с Природой.
Данные
обстоятельства, тем не менее, принимаются во внимание многими религиозными
конфессиями, несмотря на противоречие между стремительной быстротой происходящих
перемен в жизни цивилизации и естественной инертностью религиозной жизни,
разворачивающейся на протяжении истории тысячелетий. Религиозные деятели
демонстрируют понимание первоочередной необходимости защиты окружающей среды, и
для примера можно обратиться к сфере Буддизма (которая, правда, в строгом
понимании может и не является религией). В ссылке
Далай-лама о защите Природы
мы приводим некоторые выдержки из лекций и статей Его Святейшества Далай-ламы
XIV
по проблемам экологии.
Объединение
человечества на основе электронно-информационного и научно-технологического
прогресса становится неизбежностью, стирающей границы. Вместе с тем, даже
несмотря на уже набирающий силу процесс объединения, многие религиозные
противоречия остаются в силе. И здесь мыслится несколько возможных путей выхода
из сложившейся ситуации.
Первый
путь, который предлагают некоторые социологи, сводится к устранению различий
искусственным образом, к стиранию их путём изменения отдельных религий, вплоть
до слияния их в одну единую – но это, по крайней мере на данном этапе и в
обозримом будущем не представляется приемлемым, поскольку такое видение
разрешения кризиса основано прежде всего на непонимании сущности, природы и
смысла религий.
И
второй путь основан на уважении к существующим традициям, принятии этих традиций
и на признании того, что через религию открываются пути к Богу, а Бог превыше
мировоззрений и превыше всего. Этот путь состоит том, чтобы, не вмешиваясь
искусственно в исторический процесс, бережно сохранить в равной мере, вне
каких-либо предпочтений, существующие религии, осознавая недопустимость
религиозных конфликтов, которые в конечном итоге обернулись бы гибелью всех.
Духовное
мировоззрение не вторгается в сферу религий, не несущих в себе прямые либо
косвенные причины к разрушению Природы, к уничтожению жизни на Земле. Оно не
оспаривает положения, верования, культы, обычаи религий, принимая их такими,
какие они есть. В то же время, оно является следствием естественно-научных
результатов исследований и широчайшего многообразия достижений и открытий
последнего столетия, которые, соединённые воедино, указывают на необходимость
видения и принятия во внимание первостепенной роли высшего, идеального,
духовного мира, в том числе и той сферы, которая связана с религиями. Таким
образом, Духовное мировоззрение не стоит над религиями, не является
религией, но и не противоречит религиозным учениям и традициям, практикам, не
делая предпочтений и считая естественным правом и вопросом прежде всего личного
свободного выбора для каждого, кто основывается на Духовном мировоззрении,
исповедовать ту или иную религию.
В
отличие от религиозных взглядов, имеющих отношение прежде всего к человеческой
душе, Духовное мировоззрение относится в большей мере к сфере знаний и по своим
основам является более гибким, допускающим возможность адекватного отражения и
реагирования на стремительные временные изменения окружающей действительности и
фундаментальных представлений о ней. Вместе с тем, эта сфера знаний (согласно
определению Высшего Пространства) включает не только представления о религиях,
во всей полноте и комплексности, с их нравственными и моральными правилами, но и
систему моральных норм, регулирующих отношение человека к окружающему миру
Природы и необходимых для сохранения жизни на нашей планете.