ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ НАУКИ
C. Инайятулла
Текст печатается по журналу "Специальные Исследования Пространства",
1992, том 6, с.29-30.
RETHINKING SCIENCE
Sohail Inayatullah
Традиционная наука, или
позитивистская, пыталась поставить науку и, таким образом, знание, вне
истории, культуры и языка. С подобной точки зрения, цель исследования
состоит в удалении субъективного.
Исследования такого типа
позволяют их критикам обоснованно утверждать, что наука аморальна.
С другой стороны, например,
Ганди думал о развитии локальной индийской науки. Недавно такой
перспективе было посвящено довольно много литературы. При этом подходе
наука не доминируется западной "универсализацией" знания, но
соответствует местной культуре. Например, в Пакистане были попытки
построить исламскую экономику и науку. Это, хотя и делает для науки
возможным не просто подражать западной модели знания, но приводит к
возрождению старых властных структур, феодалов и духовенства. Вместо
некой альтернативной науки об обществе и явлениях природы, мы получаем
конференции, на которых после каждой научной формулы повторяют "inshallah"
(слава Аллаху), или непрерывно цитируют Веды в надежде алхимически
преобразовать физическое в духовное. При этом, хотя наука и переводится
в некоторое альтернативное культурное пространство, она теряет
открытость по отношению к критике и спорам, необходимую для любого
творчески продуктивного развития.
Другое направление — New
Age-парадигма, представленная такими писателями как Willis Harman,
Marylin Ferguson и Fritjof Capra. Эта альтернативная наука провозглашает
примирение религии, науки и ценностей через переоткрытие древней
духовности и через переинтерпретацию современной
физики. Здесь целью является не локальная, а универсальная наука,
которая не была бы редукционистской, но являлась целостностной, с
истиной, одновременно имеющей много уровней, и в то же время
основанной на осознании существования онтологического приоритета
интеллектуального мышления. Центральная идея такого примирения —
создание планетарной духовной цивилизации, которая должна существовать
вне рамок индустриальной государственно-национальной декартовской
парадигмы.
С точки зрения New Age-идеологии,
первое, локальное направление — возвращение к суеверию и власти
духовенства и власти вымерших институтов, тогда как с точки зрения
современной науки само направление "New Age" есть плохая наука или, в
лучшем случае, средневековая метафизика.
Альтернативный,
нестандартный подход предложил P.R.Sarkar, который, собственно, и
основал движение "Renaissance Universal". Он не пытается поддерживать ни
универсальную позитивистскую науку, ни различные формы локальных наук и
теологии. Его интересы лежат скорее в создании новой космологии, которая
существенно духовна, но включает в себя физическое и разумное. При
этом в традиционный треугольник "теории (идеи)
— данные (материя) — ценности (человеческое бытие)" добавляется
Сознание. Духовность при таком подходе может стать научной, и
наука становится интуиционной, синтетической по своей природе, в отличие
от аналитической материальной науки.
|