Высший Космос

 

Портал H-COSMOS.RU: Экология, Космос, Знание

 

Космическая техника и наука России

 
Главная страница
Экология
Концепция
Фундаментальная картина мира
Библиотека статей
Книги о Космосе
Галактики и фундаментальные вопросы космологии
Адрес, дискуссии, FAQ (ADF)
Правда и мифы
Космос и люди
История и новости
Статьи Н.С.Лидоренко и В.Ю.Колоскова
Эпилог
Карта сайта
Глобальная информационная система Источник
Галерея Звезд - собрание высказываний, принадлежащих выдающимся людям

 

 

 

 

 

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ НАУКИ

 

C. Инайятулла

 

Текст печатается по журналу "Специальные Исследования Пространства", 1992, том 6, с.29-30.

 


RETHINKING SCIENCE


Sohail Inayatullah


 

Традиционная наука, или позитивистская, пыталась поставить науку и, таким образом, знание, вне истории, культуры и языка. С подобной точки зрения, цель исследования состоит в удалении субъективного.

Исследования такого типа позволяют их критикам обоснованно утверждать, что наука аморальна.

С другой стороны, например, Ганди думал о развитии локальной индийской науки. Недавно такой перспективе было посвящено довольно много литературы. При этом подходе наука не доминируется западной "универсализацией" знания, но соответствует местной культуре. Например, в Пакистане были попытки построить исламскую экономику и науку. Это, хотя и делает для науки возможным не просто подражать западной модели знания, но приводит к возрождению старых властных структур, феодалов и духовенства. Вместо некой альтернативной науки об обществе и явлениях природы, мы получаем конференции, на которых после каждой научной формулы повторяют "inshallah" (слава Аллаху), или непрерывно цитируют Веды в надежде алхимически преобразовать физическое в духовное. При этом, хотя наука и переводится в некоторое альтернативное культурное пространство, она теряет открытость по отношению к критике и спорам, необходимую для любого творчески продуктивного развития.

Другое направление — New Age-парадигма, представленная такими писателями как Willis Harman, Marylin Ferguson и Fritjof Capra. Эта альтернативная наука провозглашает примирение религии, науки и ценностей через переоткрытие древней духовности и через переинтерпретацию современной физики. Здесь целью является не локальная, а универсальная наука, которая не была бы редукционистской, но являлась целостностной, с истиной, одновременно имеющей много уровней, и в то же время основанной на осознании существования онтологического приоритета интеллектуального мышления. Центральная идея такого примирения — создание планетарной духовной цивилизации, которая должна существовать вне рамок индустриальной государственно-национальной декартовской парадигмы.

С точки зрения New Age-идеологии, первое, локальное направление — возвращение к суеверию и власти духовенства и власти вымерших институтов, тогда как с точки зрения современной науки само направление "New Age" есть плохая наука или, в лучшем случае, средневековая метафизика.

Альтернативный, нестандартный подход предложил P.R.Sarkar, который, собственно, и основал движение "Renaissance Universal". Он не пытается поддерживать ни универсальную позитивистскую науку, ни различные формы локальных наук и теологии. Его интересы лежат скорее в создании новой космологии, которая существенно духовна, но включает в себя физическое и разумное. При этом в традиционный треугольник "теории (идеи) — данные (материя) — ценности (человеческое бытие)" добавляется Сознание. Духовность при таком подходе может стать научной, и наука становится интуиционной, синтетической по своей природе, в отличие от аналитической материальной науки.
 

 

 

 

Top.Mail.Ru

Copyright ©  cosmos-h.ru, Академия исследований пространства, Академия (Экологической) Безопасности Земли (АБЗ) 2004-2025.
Ссылки на данный ресурс и имена авторов обязательны. Авторские права на статьи сохраняются за авторами.
.