Главная страница
Главная страница
ресурса COSMOS-H.ru

Советский Космос
История ракетно-космической
техники СССР

Зарубежный Космос
История зарубежной
ракетно-космической техники

Хронология - СССР
Хронология космических
пусков и событий СССР

Зарубежные даты
Хронология зарубежных
космических событий

Конструкторы
Конструкторы ракетно-
космической техники СССР

Сыны России
Инженеры, учёные,
изобретатели СССР

Наши статьи
Статьи о Космосе, Вселенной
и тайнах мироздания

Мировоззрение
Статьи о фундаментальной
картине мира

Цели и экология
Цели исследований Космоса
и экологические проблемы

Перспективы
О будущем исследований
Космоса и Природы

Космология
Космология как наука
о Космосе и Природе

Литература
Список советской и иной
литературы о Космосе

Воспоминания
Статьи, воспоминания
участников

Правда и мифы
Действительность против
вымыслов в истории

Система Источник
"Источник" - Глобальная
информационная система

Карта сайта
Карта сайта COSMOS-H.ru


    

Космические пуски и события в СССР и России

 
до 1940 1940-49 1950-54 1955-56 1957 1958 1959
1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969
1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979
1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
2000 после 2000
 
 
   1940
28.02.1940. Подлипки (под Москвой). Первый испытательный полет ракетоплана РП-318-1. Ракетоплан пилотировал летчик Владимир Петрович Федоров.
1940. НИИ-3 передан в Народный комиссариат боеприпасов СССР.
1940. В СССР начаты работы по созданию ракетного самолета БИ-1.
 
 
   1941
03.1941. Проведены успешные полигонные испытания реактивного миномета БМ-13 (Катюша).
15.06.1941. Артиллерийский полигон под Москвой. Показ реактивных минометов БМ-13 (Катюша) высшему кмандованию Красной Армии.
21.06.1941. Подписано постановление Совета Министров СССР о серийном производстве снарядов и пусковых установок реактивных минометов БМ-13 (Катюша).
22.06.1941. Нападение Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.
09.1941 На аэродроме под Москвой начаты испытания советского ракетного самолета БИ-1. Полеты совершались с самолетом-буксировщиком без включения ракетного двигателя. Самолет пилотировал летчик Борис Кудрин.
 
 
   1942
20.02.1942. Аэродром Билимбай (Свердловская область, СССР). Стендовые испытания ракетного двигателя Д-1. Во время испытаний произошел взрыв двигателя.
02.1942. Юрий Васильевич Кондратюк погиб в боях под Москвой.
30.04.1942. Аэродром Билимбай (Свердловская область, СССР). Огневые испытания двигателя Д-1.
02.05.1942. Аэродром Билимбай (Свердловская область). Испытания ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал летчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Самолет оторвался от Земли и пролетел на высоте 1 метр около 50 метров.
15.05.1942. Аэродром Билимбай (Свердловская область). Первый испытательный полет советского ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал летчик Г.Я.Бахчиванджи. Полет продолжался 3 минуты 9 секунд. Достигнута высота 840 метров. В полете достигнута скорость 400 километров в час. При посадке подломилась стойка шассии, но полет завершился благополучно.
1942. В СССР проведены стендовые испытания двигателя РД-1 для форсирования маневров самолетов.
 
 
   1943
10.01.1943. На аэродроме Билимбай (Свердловская область, СССР) состоялся второй испытательный полет ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал летчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Самолет достиг высоты 1100 метров, развив скорость 400 километров в час.
02.1943. На аэродроме Билимбай (Свердловская область, СССР) состоялся третий испытательный полет ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал летчик Константин Груздев. Самолет достиг высоты 2190 метров, развив скорость 675 километров в час. При взлете у самолета оторвалась лыжа, однако приземление прошло благополучно.
11.03.1943. На аэродроме Билимбай (Свердловская область, СССР) состоялся четвертый испытательный полет ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Достигнута высота 4000 метров.
14.03.1943. На аэродроме Билимбай (Свердловская область, СССР) состоялся пятый испытательный полет ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал летчик Г.Я.Бахчиванджи. Достигнута высота 4000 метров.
21.03.1943. На аэродроме Билимбай (Свердловская область, СССР) состоялся шестой испытательный полет ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал Г.Я.Бахчиванджи.
27.03.1943. На аэродроме Билимбай (Свердловская область, СССР) состоялся седьмой испытательный полет ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал летчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Во время полета установлен мировой рекорд скорости (около 800 километров в час). Однако произошла трагедия, и самолет разбился. Г.Я.Бахчиванджи погиб. Причина аварии была установлена позднее, в конце 40-х, при испытаниях сверхскоростных самолетов: аэродинамика высоких скоростей, которая существенно отличается от обычной. Первые полеты на этом самолете были по достоинству оценены первым космонавтом планеты Ю.А.Гагариным: "если бы не было 15 мая 1942 года, то не было бы и 12 апреля 1961 года".
1943. В СССР проведены официальные стендовые и летные испытания вспомогательного самолетного жидкостного ракетного двигателя РД-1 конструкции Валентина Петровича Глушко.
 
 
   1944
14.10.1944. Сергей Павлович Королев направил письмо на имя заместителя наркома авиационной промышленности СССР П.В.Дементьеву с проектом об организации работ по ракетам дальнего действия.
1944. В НИИ-3 разработан ракетный двигатель РД-1 конструкции Алексея Михайловича Исаева. Начато серийное производство двигателя.
1944. НИИ-3 переименован в НИИ-1 и передан в Народный комиссариат авиационной промышленности СССР.
 
 
   1945
01-05.1945. Проведены заводские испытания советского ракетного самолета БИ-1. Во время испытаний один из экземпляров самолета развил скорость 587 километров в час.
10.03.1945. Войска Второго Белорусского фронта вступили на территорию ракетного исследовательского центра Германии Penemunde.
06.1945. В советской зоне Германии создан научно-исследовательский институт Рабе. Институт был создан для изучения немецких разработок в области ракетной техники и объединил немецких ракетчиков и советских специалистов, прибывших из СССР для изучения трофейной техники. Директором института был назначен Борис Евсеевич Черток.
1945. В СССР проведены официальные наземные и летные испытания жидкостного ракетного двигателя РД-1ХЗ конструкции Валентина Петровича Глушко (самолеты Пе-2Р, Ла-7Р, 120Р, Як-3 и Су-7). По результатам испытаний двигатель запущен в серийное производство.
 
 
   1946
02.1946. На территории советской зоны Германии создан институт Нордхаузе, который должен был заниматься всеми проблемами, связанными с освоением трофейной немецкой ракетной техники. Руководителем института назначен Лев Гайдуков.
13.05.1946. Принято Постановление Совета Министров СССР №1017-419сс о создании реактивного вооружения и организации научно-исследовательских и экспериментальных работ в этой области: создании Специального комитета по Реактивной технике при Совете Министров Союза ССР; определении головных министерств по разработке и производству реактивного вооружения; создании специализированных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и полигонов по реактивной технике. Постановление также предписывало внести предложения о месте и строительстве Центрального полигона для реактивного вооружения.  Постановление подписано Председателем Совета Министров Союза ССР Иосифом Виссарионовичем Сталиным и Управ. Делами Совета Министров СССР Я.Чадаевым.
06.1946. Под Ленинградом состоялись три испытательных пуска пороховых геофизических ракет, разработанных под руководством Павла Ивановича Иванова. В целом испытания закончились неудачей: у первой ракеты на старте взорвалась камера сгорания, вторая полетела по нерасчетной траектории, третья не достигла заданной высоты в 40 километров.
09.08.1946. Приказом министра вооружения СССР Дмитрия Федоровича Устинова №83-к Сергей Павлович Королев назначен Главным конструктором изделия №1 - баллистической ракеты дальнего действия.
18.08.1946. В СССР на авиационном празднике в Тушине состоялась публичная демонстрация в полете самолета 120Р с работающим жидкостным ракетным двигателем РД-1Х3.
29.11.1946. Мстислав Всеволодович Келдыш назначен начальником НИИ-1.
 
 
 
   1947
03.04.1947. Директор НИИ-1 Мстислав Всеволодович Келдыш направил в Министерство авиационной промышленности СССР докладную записку, в которой доказывал перспективность разработки самолетов, снабженных ракетными двигателями.
14.04.1947. Кремль. У Председателя Совета Министров СССР И.В.Салина состоялось совещание, на котором обсуждались вопросы развития ракетной техники.
23.06.1947. Принято Постановление Совета Министров СССР о создании Государственного испытательного полигона Капустин Яр (Астраханская область, СССР). Начальником полигона назначен Василий Иванович Вознюк.
20.08.1947. В Капустин Яр (Астраханская область, СССР) прибыли первые строители. Началось сооружение Государственного испытательного полигона.
09.1947. На научно-техническом совете НИИ-88 обсужден эскизный проект баллистической ракеты Г-1 на базе ракеты А-4. Высказаны замечания по проекту и предложено произвести его доработку.
Октябрь-ноябрь 1947. Полигон Капустин Яр. Проведены пуски одиннадцати ракет А-4, из них пять - успешно. основные причины аварий - отказы двигателей, систем управления, негерметичность топливных магистралей, неудачные конструктивные решения.
 
 
   1948
09.03.1948. В Москве в Кремле состоялась встреча Председателя Совета Министров СССР И.В.Салина с группой советских ракетчиков. Среди участников встречи был Сергей Павлович Королев.
14.04.1948. Принято постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР о создании баллистической ракеты Р-1 ("изделие №1").
17.09.1948. Полигон Капустин Яр (Астраханская область, СССР). Состоялся первый пуск Советской баллистической ракеты Р-1, созданной под руководством С.П.Королева.
Сентябрь - ноябрь 1948. Полигон Капустин Яр (Астраханская область СССР). Проведены летные испытания первой серии ракет Р-1 из отечественных материалов, на базе ракеты А-4. Всего было испытано 9 изделий. Из них два пуска аварийных. Результаты испытаний крайне неудовлетворительны, вследствие низкого качества изготавливаемых агрегатов.
1948. В 15 километрах севернее города Загорска (Московская область) начато строительство стенда для огневых комплексных испытаний ракет. Испытательная база введена в строй в 1949 году.
 
 
   1949
Май 1949. Полигон Капустин Яр (Астраханская область СССР). Были начаты испытания ракеты Р-1А с отделяющейся головной частью. В серии проведено 6 пусков, в том числе один испытательный пуск с научной аппаратурой на борту, во время которого была достигнута высота 110 километров.
Ракета Р-1А стала первой ракетой, поднявшей научную аппаратуру в спасаемых контейнерах в верхние слои атмосферы.
Отделение головной части оказалось настолько удачным решением, что до сих пор используется во всех конструкциях отечественных и зарубежных ракет с отделяемой головной частью.
07.05.1949. С полигона Капустин Яр (Астраханская область, СССР) осуществлен первый испытательный пуск ракеты Р-1А с отделяющейся головной частью.
Сентябрь-октябрь 1949. На полигоне Капустин Яр (Астраханская область, СССР) проведена вторая серия испытательных пусков ракет Р-1. Произведены пуски 20 ракет.
07.12.1949. На заседании научно-технического совета НИИ-88 рассмотрен эскизный проект ракеты Р-3. Разработка ракеты Р-3 не вышла за рамки эскизного проекта
30.12.1949. Принято Постановление Совета Министров СССР о разработке ракет для исследовательских целей АН СССР на базе ракеты Р-1.
 
   Космические даты: СССР и Россия
до 1940 1940-49 1950-54 1955-56 1957 1958 1959
1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969
1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979
1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
2000 после 2000
 
 

Copyright © COSMOS-H.ru
Академия исследований пространства