|
|
|
Космические пуски и события в СССР и России
1940 |
|
|
28.02.1940. Подлипки (под Москвой). Первый испытательный полет ракетоплана
РП-318-1. Ракетоплан пилотировал летчик Владимир Петрович Федоров.
|
|
1940. НИИ-3 передан в Народный комиссариат боеприпасов СССР.
|
|
1940. В СССР начаты работы по созданию ракетного самолета БИ-1.
|
|
|
|
1941 |
|
|
03.1941. Проведены успешные полигонные испытания реактивного миномета БМ-13 (Катюша).
|
|
15.06.1941. Артиллерийский полигон под Москвой. Показ реактивных минометов БМ-13 (Катюша) высшему кмандованию Красной Армии.
|
|
21.06.1941. Подписано постановление Совета Министров СССР о серийном производстве снарядов и пусковых установок реактивных минометов БМ-13 (Катюша).
|
|
22.06.1941. Нападение Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.
|
|
09.1941 На аэродроме под Москвой начаты испытания советского ракетного самолета БИ-1. Полеты совершались с самолетом-буксировщиком без включения ракетного двигателя. Самолет пилотировал летчик Борис Кудрин.
|
|
|
|
1942 |
|
|
20.02.1942. Аэродром Билимбай (Свердловская область, СССР).
Стендовые испытания ракетного двигателя Д-1. Во время испытаний произошел взрыв двигателя.
|
|
02.1942. Юрий Васильевич Кондратюк погиб в боях под
Москвой.
|
|
30.04.1942. Аэродром Билимбай (Свердловская область, СССР).
Огневые испытания двигателя Д-1.
|
|
02.05.1942. Аэродром Билимбай (Свердловская область). Испытания ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал летчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Самолет оторвался от Земли и пролетел на высоте 1 метр около 50 метров.
|
|
15.05.1942. Аэродром Билимбай (Свердловская область). Первый испытательный полет советского ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал летчик Г.Я.Бахчиванджи. Полет продолжался 3 минуты 9 секунд. Достигнута высота 840 метров. В полете достигнута скорость 400 километров в час. При посадке подломилась стойка шассии, но полет завершился благополучно.
|
|
1942. В СССР проведены стендовые испытания двигателя РД-1 для форсирования маневров самолетов.
|
|
|
|
1943 |
|
|
10.01.1943. На аэродроме Билимбай (Свердловская область, СССР) состоялся второй испытательный полет ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал летчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Самолет достиг высоты 1100 метров, развив скорость 400 километров в час.
|
|
02.1943. На аэродроме Билимбай (Свердловская область, СССР) состоялся третий испытательный полет ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал летчик Константин Груздев. Самолет достиг высоты 2190 метров, развив скорость 675 километров в час. При взлете у самолета оторвалась лыжа, однако приземление прошло благополучно.
|
|
11.03.1943. На аэродроме Билимбай (Свердловская область, СССР) состоялся четвертый испытательный полет ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Достигнута высота 4000 метров.
|
|
14.03.1943. На аэродроме Билимбай (Свердловская область, СССР) состоялся пятый испытательный полет ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал летчик Г.Я.Бахчиванджи. Достигнута высота 4000 метров.
|
|
21.03.1943. На аэродроме Билимбай (Свердловская область, СССР) состоялся шестой испытательный полет ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал Г.Я.Бахчиванджи.
|
|
27.03.1943. На аэродроме Билимбай (Свердловская область, СССР) состоялся седьмой испытательный полет ракетного самолета БИ-1. Самолет пилотировал летчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Во время полета установлен мировой рекорд скорости (около 800 километров в час).
Однако произошла трагедия, и самолет разбился. Г.Я.Бахчиванджи погиб.
Причина аварии была установлена позднее, в конце 40-х, при испытаниях
сверхскоростных самолетов: аэродинамика высоких скоростей, которая
существенно отличается от обычной. Первые полеты на этом самолете были по
достоинству оценены первым космонавтом планеты Ю.А.Гагариным: "если бы не
было 15 мая 1942 года, то не было бы и 12 апреля 1961 года". |
|
1943. В СССР проведены официальные стендовые и летные испытания вспомогательного самолетного жидкостного ракетного двигателя РД-1 конструкции Валентина Петровича Глушко.
|
|
|
|
1944 |
|
|
14.10.1944. Сергей Павлович Королев направил письмо на имя заместителя наркома авиационной промышленности СССР П.В.Дементьеву с проектом об организации работ по ракетам дальнего действия.
|
|
1944. В НИИ-3 разработан ракетный двигатель РД-1 конструкции Алексея Михайловича Исаева. Начато серийное производство двигателя.
|
|
1944. НИИ-3 переименован в НИИ-1 и передан в Народный комиссариат авиационной промышленности СССР.
|
|
|
|
1945 |
|
|
01-05.1945. Проведены заводские испытания советского ракетного самолета БИ-1. Во время испытаний один из экземпляров самолета развил скорость 587 километров в час.
|
|
10.03.1945. Войска Второго Белорусского фронта вступили на территорию ракетного исследовательского центра Германии Penemunde.
|
|
06.1945. В советской зоне Германии создан научно-исследовательский институт Рабе. Институт был создан для изучения немецких разработок в области ракетной техники и объединил немецких ракетчиков и советских специалистов, прибывших из СССР для изучения трофейной техники. Директором института был назначен Борис Евсеевич Черток.
|
|
1945. В СССР проведены официальные наземные и летные испытания жидкостного ракетного двигателя РД-1ХЗ конструкции Валентина Петровича Глушко
(самолеты Пе-2Р, Ла-7Р, 120Р, Як-3 и Су-7). По результатам испытаний двигатель запущен в серийное производство.
|
|
|
|
1946 |
|
|
02.1946. На территории советской зоны Германии создан институт Нордхаузе, который должен был заниматься всеми проблемами, связанными с освоением трофейной немецкой ракетной техники. Руководителем института назначен Лев Гайдуков.
|
|
13.05.1946. Принято Постановление Совета Министров СССР
№1017-419сс о создании реактивного вооружения и организации
научно-исследовательских и экспериментальных работ в этой области:
создании Специального комитета по Реактивной технике при Совете Министров
Союза ССР; определении головных министерств по разработке и производству
реактивного вооружения; создании специализированных
научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и полигонов по
реактивной технике. Постановление также предписывало внести предложения о
месте и строительстве Центрального полигона для реактивного вооружения.
Постановление подписано Председателем Совета Министров Союза ССР Иосифом
Виссарионовичем Сталиным и Управ. Делами Совета Министров СССР Я.Чадаевым. |
|
06.1946. Под Ленинградом состоялись три испытательных пуска пороховых геофизических ракет, разработанных под руководством Павла Ивановича Иванова. В целом испытания закончились неудачей: у первой ракеты на старте взорвалась камера сгорания, вторая полетела по нерасчетной траектории, третья не достигла заданной высоты в 40 километров.
|
|
09.08.1946. Приказом министра вооружения СССР Дмитрия Федоровича Устинова
№83-к Сергей Павлович Королев назначен Главным конструктором изделия №1 -
баллистической ракеты дальнего действия.
|
|
18.08.1946. В СССР на авиационном празднике в Тушине состоялась публичная демонстрация в полете самолета 120Р с работающим жидкостным ракетным двигателем РД-1Х3.
|
|
29.11.1946. Мстислав Всеволодович Келдыш назначен
начальником НИИ-1.
|
|
|
|
|
|
1947 |
|
|
03.04.1947. Директор НИИ-1 Мстислав Всеволодович Келдыш направил в Министерство авиационной промышленности СССР докладную записку, в которой доказывал перспективность разработки самолетов, снабженных ракетными двигателями.
|
|
14.04.1947. Кремль. У Председателя Совета Министров СССР И.В.Салина состоялось совещание, на котором обсуждались вопросы развития ракетной техники.
|
|
23.06.1947. Принято Постановление Совета Министров СССР о создании Государственного испытательного полигона
Капустин Яр (Астраханская область, СССР). Начальником полигона назначен Василий Иванович Вознюк.
|
|
20.08.1947. В Капустин Яр (Астраханская область, СССР) прибыли первые строители. Началось сооружение Государственного испытательного полигона.
|
|
09.1947. На научно-техническом совете НИИ-88 обсужден
эскизный проект баллистической ракеты Г-1 на базе ракеты А-4. Высказаны замечания по проекту и предложено произвести его доработку.
|
|
Октябрь-ноябрь 1947. Полигон Капустин Яр. Проведены
пуски одиннадцати ракет А-4, из них пять - успешно. основные причины
аварий - отказы двигателей, систем управления, негерметичность топливных
магистралей, неудачные конструктивные решения. |
|
|
|
1948 |
|
|
09.03.1948. В Москве в Кремле состоялась встреча Председателя Совета Министров СССР И.В.Салина с группой советских ракетчиков. Среди участников встречи был Сергей Павлович Королев.
|
|
14.04.1948. Принято постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР о создании баллистической ракеты Р-1 ("изделие
№1").
|
|
17.09.1948. Полигон Капустин Яр (Астраханская область, СССР).
Состоялся первый пуск Советской баллистической ракеты Р-1, созданной под
руководством С.П.Королева.
|
|
Сентябрь - ноябрь 1948. Полигон Капустин Яр (Астраханская область СССР).
Проведены летные испытания первой серии ракет Р-1 из отечественных
материалов, на базе ракеты А-4. Всего было испытано 9 изделий. Из них два
пуска аварийных. Результаты испытаний крайне неудовлетворительны,
вследствие низкого качества изготавливаемых агрегатов. |
|
1948. В 15 километрах севернее города Загорска (Московская область) начато строительство стенда для огневых комплексных испытаний ракет.
Испытательная база введена в строй в 1949 году. |
|
|
|
1949 |
|
|
Май 1949. Полигон Капустин Яр (Астраханская область СССР).
Были начаты испытания ракеты Р-1А с отделяющейся головной частью. В серии проведено 6 пусков, в том числе один испытательный пуск с научной аппаратурой на борту, во время которого была достигнута высота 110 километров.
Ракета Р-1А стала первой ракетой, поднявшей научную аппаратуру в спасаемых контейнерах в верхние слои атмосферы.
Отделение головной части оказалось настолько удачным решением, что до сих пор используется во всех конструкциях отечественных и зарубежных ракет с отделяемой
головной частью.
|
|
07.05.1949. С полигона Капустин Яр (Астраханская область, СССР) осуществлен первый испытательный пуск ракеты Р-1А с отделяющейся головной
частью.
|
|
Сентябрь-октябрь 1949. На полигоне Капустин Яр (Астраханская область, СССР) проведена вторая серия испытательных пусков ракет Р-1. Произведены пуски 20 ракет.
|
|
07.12.1949. На заседании научно-технического совета НИИ-88 рассмотрен эскизный проект ракеты Р-3.
Разработка ракеты Р-3 не вышла за рамки эскизного проекта |
|
30.12.1949. Принято Постановление Совета Министров СССР о разработке ракет для исследовательских целей АН СССР на базе ракеты Р-1. |
|
Космические даты: СССР и Россия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|